Манускрипт Нороньи внезапно "напал" на меня в конце 2020 года, и т.к. он был небольшим по объёму, то я думал, что управлюсь с переводом на раз-два и к новому году смогу его опубликовать. Но меня затянуло в историю тех лет так глубоко, что я выкарабкался оттуда только сейчас.
"Азбука Капоэйры Ангола" попалась мне очень вовремя - я смог её понять 😂 Несмотря на немногословность, а порой и повторы, в ней содержатся необычайно много смыслов. Я думаю, что при беглом чтении будет тяжело уловить все тонкости, потому я бы хотел заострить внимание на некоторых моментах (надеюсь это поможет расставить все точки над "i"):
1. Ту старую капоэйру, которую изучал Норонья, он называет "бардаком" (baderna), как бы противопоставляя её капоэйре новой эпохи, регламентированной и организованной (в школы, академии и т.п.).
2. Уличный мир наполненный маргиналами и криминалом - это мир маладро (маландро - это мошенник и вор). Капоэйра переняла многое из того мира, из мира маландро, но не потому что капоэйристы мошенники, а потому что они жили среди мошенников и воров и должны были уметь защищаться от них.
3. Мне кажется, что Норонья не вполне осознавал изменения происходящие в капоэйре (при том что сам провоцировал эти изменения). С одной стороны он чётко разделил капоэйру на несколько категорий: бардак - старая маргинальная капоэйра (самые яркие её представители - это Педро Минейро и Безору); праздное шатание - традиционная практика капоэйры во время уличных гуляний и популярных фестивалей, где в игре демонстрируется мастерство, сила и ловкость; и Капоэйра Ангола - капоэйра новой эры, переосмысленная поколением Нороньи, это капоэйра 1930-40х гг. С другой он сам периодически путает где бардак, где праздное шатание, где Капоэйра Ангола (что ещё раз говорит о неопределённости названия капоэйра в начале ХХ века).
4. Норонья пишет манускрипт в 1970х гг. и иногда перевирает факты о капоэйре 1920-40х гг. Важно понимать, что Капоэйра Ангола появилась в 1920-30е гг., а термин был введён только в 1937 г. Знакомство Нороньи и Паштиньи состоялось только в 1940х гг., тем не менее Норонья говорит о Паштинье как о "бамбе эры 22", хотя тогда Паштиньи в Капоэйре не было.
5. Говоря о Капоэйре Ангола Норонья подразумевает прежде всего ортодоксальную капоэйру как у Тотонью ди Марэ и Жувенала. Говоря о современной Капоэйре Ангола - о детище Паштиньи - он замечает (в одном интервью, не в книге), что это искажением Капоэйры Ангола, а потому многие мастера "Капоэйры Ангола" не знают основ (не знают основ - это уже в книге есть).
По Манускрипту Нороньи у меня всё 😃
Далее на очереди в работу 👇🏻👇🏻👇🏻:
- Беримбау капоэйры: музыкальная грамота; ритмы и их вариации; модальности капоэйры; оркестр капоэйры (доделаю до конца 2021 года).
- Краткая биография Мастеров: Зума, Мадам Сатана, Синьозинью, Джамал Бандейра, Бимба, Паштинья, Валдемар, Безору, Сири-ди-Манги, Кобринья Верди, Зека-ду-Уругвай, Закариас, Канжикинья, Сиснанду, Сенна, Мукунже, Парана, Кайсара, Траира, Наже, Гату Прету, Бобо, Ананиас, Гиганчи (доделаю до конца 2021 года).
...А до переводов и статей, судя по всему, я дойду не в этом году 😅...
- Перевод "Os Capoeiras" из Etc. (BA) #196 15-9-1932;
- Перевод "A Capoeira, uma arte" из O Jornal (RJ) #5247 от 25-07-1936;
- Перевод "CAPOEIRA MATA UM!" из O Cruzeiro (RJ) от 10-01-1948.
- Перевод глав "Самба", "Капоэйра ди Ангола", "Батуке" из книги Эдисона Карнейру "Negros Bantos".
- Перевод главы о капоэйре из книги Мануэля Керину "Баия дней минувших".
- Перевод книги Абреу "История и традиции капоэйры Баии XIX века".
- Статьи "Оружие в капоэйре", "Малдажи, Малисия, Манджинга, Маландражень". #КАПОЭЙРА_КНИГИ
Книга Мастера Нороньи «O ABC da Capoeira Angola» – это уникальное свидетельство о капоэйре дней минувших. Старый Мастер пишет заметки со своими наблюдениями, запечатлевая в манускрипте становление «современной» капоэйры.
Норонья родился во времена старой капоэйры capoeira antiga и изучал то жестокое единоборство, что наводило ужас на сеньоров – господ из высшего общества. Маргинальная капоэйра достигла апогея и угасла у него на глазах. Впрочем, сам Норонья будучи дебоширом представителем «capoeira antiga» сделался не просто свидетелем, но одним из сподвижников капоэйры новой эры!
Совместно с «мастерами эпохи 22» т.е. 1920-30х гг. он распространял практику «праздного шатания» vadiação, внедряя капоэйру в традицию народных гуляний и популярных фестивалей. Также он внёс ощутимый вклад в создание Капоэйры Ангола и был одним из организаторов первого Спортивного Центра Капоэйры Анголы CECA.
Норонья был деятелем и очевидцем, находящимся в самой гуще событий, а потому его манускрипт крайне ценен как свидетельство о капоэйре дней минувших.